Переработка и вторичное использование метизов
210
Нарративы экологической безопасности по разумному использованию полезных ископаемых, грамотному применению имеющегося ресурса, заложены в большинство промышленных стандартов. По части проблема решается вторичным использованием металлов, из которых, в том числе производят метизы. Это позволяет существенно сократить расходы на изготовление подобных конструкций, делать процесс менее трудоемким, нанести меньший урон окружающей среде. Многие исследовательские центры работают над созданием новых способов переработки с минимальной затратности. Это дает свои результаты, позволяет внедрять новаторские подходы, обеспечивает более безопасное, менее трудоемкое производство.
Преимущества
Вторичное использование металлов для крепежных элементов, их переработка является выгодным коммерческим проектом. Ведь для добычи железной руды, которая является основой любых стальных изделий, нужен серьезный технологический процесс, высокие затраты. В этом случае переплавка позволяет:
- Уменьшить потребление энергетических ресурсов;
- Ускорить процесс изготовления нужного количества метизов;
- Сохранить полезные ископаемые для будущих поколений;
- Ограничить выброс углекислого газа в атмосферу;
- Внести свою лепту в предупреждение загрязнений мирового океана, образования озоновых дыр в атмосфере.
Вторичная переработка крепежных элементов и прочего металлолома способствует тому, что в почву не попадают вредная соли, они не загрязняют воздух и воду. Некоторые металлы являются радиоактивными и разлагаются сотни лет. Территории, на которых проводят захоронение металлов, не могут использоваться в сельском или лесном хозяйстве, на несколько столетий становятся “мертвыми”.
Распространена переработка железа, чугуна, обычной и нержавеющей стали. То есть всех тех материалов, из которых производятся болты, гайки, гвозди, винты, анкера и прочее. Источниками пополнения ресурса перерабатывающих предприятий являются элементы железной дороги, отработавшие свой ресурс, приборы и бытовая техника, демонтированные здания, сооружения, утилизированные транспортные средства, военная техника, различные инструменты, любые припасы, разрушенная трубопроводы, иное.
Вторичное используемые метизы могут приобретать роль аналогичных изделий или предметов для изготовления других товаров народного потребления. В Европе количество автомобилей, производимых из вторичного сырья, достигает уже 95%. Часто такие элементы используются для производства электроники, бытовой техники. А также для необходимых в быту изделий вроде буржуек, летних душей, мангалов, пресса для фруктов или ягод, самогонных аппаратов, прочего.
Подлежат переработке и крепежные изделия, выполненные из цветных металлов. Сегодня в качестве вторсырья используются более 70 наименований. Их получают из заклепок разной аппаратуры, приборов, запчастей автомобилей, самолетов, вагонов, суден, трубопроводов, сантехнических скреплений, арматуры и прочего. Лидирующие позиции по объемам переработки занимает медь, алюминий, свинец, цинк. Это материалы, которые в последующем могут быть использованы для вторичного изготовления крепежных соединений, применяется непосредственно для профиля, композитных панелей, в авиа-, машино-, приборостроении. При вторичном использовании меньше тратится энергии, не нужны некоторые технологические процессы, исключены расходы на захоронение металлических отходов, экономиться ресурс природных ископаемых. Повторное использование цинка может проявиться в изготовление гальванических ванн или порошков для последующего антикоррозийного покрытия. Ведь поверхности из стали, с таким защитным элементом, служат среднем в 10 раз дольше, более устойчивы к экстремальным температурам, механическим и вибрационным нагрузкам.
Переработка лома драгоценных металлов редко встречается в сфере крепежных элементов. Но для ювелирных изделий миниатюрные заклёпки, пластины, скобы, болты, гайки всегда нужны. Основным источником получения вторсырья является бытовая техника, приборы, микросхемы, вычислительное оборудование, печатные платы. В них можно найти золото, рутений, серебро, платину, иридий, осмий, родий, палладий и другие. Переработанные крепежные элементы может использоваться аналогично или для изготовления ювелирных украшений.
Правила сдачи металлолома
Металлический лом, в том числе и от метизов, классифицируются по следующим параметрам:
- Происхождение. В этой категории представлены бытовые отходы, строительные, промышленные. Первые получаются из испорченной бытовой техники, радиаторов, посуды и прочего. Вторые из разобранных ангаров, гаражей, балок, арматуры и прочие конструкций. Третьи - получаются в результате демонтажа промышленных элементов и оборудования, при образовании стружки или обрезки;
- Типу металла. Здесь имеются 2 группы - черные и цветные металлы. Первая – это сталь, железо, чугун. К последней относят медь, свинец, латунь, алюминий, олово. Отдельно хранится сырье из драгоценных или редкоземельных компонентов;
- Размерам. Лом крепежных элементов может быть габаритным и мелким. Первый более трудоемкий в переработке, так как требует измельчения для последующей переплавки и транспортировки;
- Качеству. Некоторые из элементов сдаются в металлолом в чистом виде, другие с проявлениями ржавчины, краски, полиролей, следов коррозии и т.д. Ценность таких элементов разная, так как в некоторых случаях есть необходимость дополнительных мер по очистке.
Переработка лома цветных и черных металлов осуществляется по государственным стандартам 2011 и 1975 года соответственно. Всего подлежат переработке более 70 наименований металлов по почти 30 категориям в зависимости от качества.
Хранение крепежных элементов для вторичной переработки должно осуществляться так, чтобы минимизировать проявление коррозии, исключить хищение, обеспечить сохранение чистого вида.
Вместо выводов
Для промышленности это способ оптимизировать расходы на закупку железной руды, добыча которой является трудоемкой, энергозатратной, дорогой. Для человечества использование вторсырья – способ сохранить природные ископаемые для будущих поколений, инструмент для их эффективного расхода, разумного распоряжения ресурсами планеты.